Страница обновлена 07.02.2020

 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

     В ДОУ имеется 8 групповых ячеек в составе: групповое помещение, спальня, раздевалка, умывальная комната, туалет. А также: 1. музыкально-физкудльтурный зал, оснащенный физкультурным и музыкальным оборудованием, 2. медицинский блок, 3. педагогический кабинет, оснащенный методической литературой, наглядными пособиями, методическими рекомендациями, материалами из опыта работы, 4. кабинет учителя-логопеда для индивидуальных занятий с детьми, 5. спортивная площадка, 6. игровые прогулочные площадки для всех возрастных групп, 7.  технические средства обучения (магнитофоны, музыкальные центры, мультимедиа-аппаратура). Разработан план развития материально-технического обеспечения дошкольного учреждения. 

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. Учет неповторимости и уникальности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в дошкольном учреждении.

 
Детский сад №204 строит свою работу по основной образовательной программе детского сада. Реализация программы  прежде всего требует целесообразной организации предметно-развивающей среды, так как основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем индивидуализации естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Мы создаем предметно-развивающую среду с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. При подборе дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитываем особенности разноуровневого развития детей и помогаем осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. РППС ДОУ соответствует требованям САН ПИН, требованям охраны труда, возрасным и индивидуальным особенностям развития детей. Наполняемость развивающих центров составляет в среднем 75%. Проведен анализ и разработан план развития РППС в ДОУ,
 
При создании предметно-развивающей среды мы также учитываем 8 принципов
 
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
 
Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель. Мы планируем помещения таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или. наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Для этого при зонировании мы широко используем ширмы, оформляем уголки «уединения». В проекте детского сада – приобретение детских столов, которые легко трансформируются и дают возможность педагогу ставить столы по разному: в круг, буквой Т, буквой П и т.д. Психологи утверждают, что дети. сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено, поэтому они более активны в учебной деятельности. В проекте детского сада также приобретение «взрослой» мебели; например, кухонного уголка. Наличие такой мебели позволит педагогу и детям удобно расположиться в вечернее время, когда детей остается немного, почитать книгу, послушать музыку, побеседовать.
 
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
 
Реализовать этот принцип нам помогают данные диагностики физического развития детей, данные об уровне сформированности знаний, умений и навыков, а также, анкетирование родителей, позволяющее больше узнать о характере ребенка, его интересах и склонностях. Учитывая разносторонние интересы детей, мы создали условия для проявления творчества детей в разнообразных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги, природного, бросового материала.
Во всех возрастных группах значительно пополнился материал для театрализованной деятельности детей.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобрели: мячи-фитоболы разных размеров, массажеры, изготовили разнообразные дорожки, коврики для массажа стоп. 
Заметив интерес старших дошкольников к грамоте, стали больше приобретать соответствующих дидактических игр, наглядных пособий, книг с крупным текстом, изготовили настенные панно, схемы. Мы стремимся к тому, чтобы среда в дошкольном учреждении была интенсивно – развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
 
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды
 
В проект развивающей среды мы закладываем возможность того, чтобы ребенок и взрослый становились творцами своего предметного окружения.
Мы меняем предметно – развивающую среду в зависимости от сезона, от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения. Мы начали приобретать оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это легко передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, подставки для игрушек, сюжетно-ролевых игр. В проекте приобретение легко передвигающейся и трансформирующейся мебели на роликах, с откидными, раздвижными деталями, а также игрового оборудования из крупных, легко собирающихся и разбирающихся модулей. 
 
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
 
Мы строим жизненное пространство в детском саду так, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
 В каждой возрастной группе выделили зоны (центры):
- зона сюжетно-ролевых игр
- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми
- учебная зона
- физкультурно-оздоровительная зона
- литературная зона
- экологическая зона
- зона художественно-творческой деятельности детей.
Их размещение и содержание зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей группы.
 

Детский сад совместно с кафедрой поликлинической педиатрии ЯГМА успешно реализует проект «Здоровьесохраняющая система воспитания и обучения в детском саду». В рамках этого проекта в детском саду ведется работа по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей. Работа начиналась с создания условий: с оформления музыкального зала и приобретения оборудования. В настоящее время мы имеем большое количество ярких, экологически чистых, безопасных физкультурных пособий: мячи-фитоболы, массажные мячи, валики и кольца, дорожки, коврики, батуты, маты разных размеров и формы. 
В планах детского сада, в соответствии с проектом «Здоровьесохраняющая система обучения и воспитания в детском саду», оформление физокабинета, кабинета для проведения массажа, приобретение оборудования для очистки воды и воздуха.
 
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
 
Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому мы стараемся создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Стремимся к тому, чтобы развивающая среда была эмоционально насыщенной, оборудование было привлекательно детям. Чтобы удовлетворить потребность детей в уединении, используем ширмы, оформляем уголки «уединения» в спальных комнатах. Для создания ребенку индивидуальной комфортности необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. 
 
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
 
Мы поставили цель: в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво, в оформлении помещений стараемся соблюдать единый стиль. Так, например, в этом учебном году с помощью родителей в 3 группах в едином стиле оформили родительские центры.
Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей. При окраске помещений мы учитываем то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдали предпочтение светло-зеленому, светло-желтому, светло- голубому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, используем яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: ковровые покрытия, картины, игрушки и т.д.
В планах детского сада: использование цветовых приемов при окраске стен, т.е. окраска стен в одном помещении в разные сочетаемые между собой цвета.
 
7. Принцип открытости – закрытости
 
Принцип открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах:
а) Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.
в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей. Объем и содержание практической и материальной помощи прежде всего обсуждается на групповых родительских собраниях с рассматриванием эскизов, рекламных проспектов. Реализация проекта предметно-развивающей среды планируется при активном участии родителей.
 
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей
 
Одним из главных требований при создании предметно-развивающей среды мы считаем учет возрастных особенностей детей.
Мы стремимся к тому, чтобы обстановка в младших группах была прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, поэтому в течение года мы стараемся не переставлять оборудование в группе. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитают игры рядом, но не вместе, поэтому мы отводим место для одновременной деятельности не более 2-3 детей. 
 
У младших детей активно развивается двигательная деятельность вместе с тем, движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, уверенности, поэтому при расстановке оборудования предусматриваем достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижении. Для стимулирования двигательной активности в группе детей 3го года жизни имеется горка, мостик, мячи, игрушки-двигатели крупного размера, на которых может кататься сам ребенок.  
 
В младших группах предметную среду создаем так, чтобы она стимулировала развитие восприятия детей, способствовала развитию анализаторов, «подсказывала» способы обследования и действий. Игрушки подбираем разных размеров, в нескольких экземплярах, ярких привлекательных цветов, безопасные в употреблении. В младших группах много дидактических игрушек для развития мелкой моторики: пирамидки, вкладыши, шнуровки и т.п., а также игрушки типа лото и парных картинок, мозаики. развивающие игры (например «Сложи узор»). в группах имеются конструктивные и строительные наборы. Имеется в достаточном количестве материал для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостной и теневой театры, перчаточные куклы и т.п. В проекте детского сада приобретение легкого модульного игрового материала. 
                        
У детей 4 лет и старше резко возрастает интерес к сюжетно-ролевой игре, поэтому, начиная со средней группы, воспитатели уделяют большое внимание созданию условий для сюжетно-ролевых игр. 
Со среднего дошкольного возраста у детей проявляется высокий интерес к языку, речи. Подбираем книги, среди которых познавательная и справочная литература, обучающие книги, рабочие тетради.
 
При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Мы стараемся поддержать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитатели старших групп чаще привлекают детей к организации окружающей обстановки, спрашивают их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды, вовлекают детей в сам процесс преобразований. Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх. 
 
Одно из любимых занятий у детей – изодеятельность. В группах оборудованы места для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.    
Для профилактики нарушений осанки предусмотрена возможность разнообразных способов детских игр: не только за столом, но и стоя, сидя, лежа на полу.
Во всех возрастных группах в соответствии с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной подобран наглядный материал, оформлены сюжетно-ролевые, дидактические игры, макеты, схемы, памятки, кроссворды.
 
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности 
для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
 
1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и  инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
 
2. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — МДОУ «Детский сад № 204» функционирует с 1964 года. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
 
3. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  отсутствуют.
 
Организация питания 
 
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстроразвивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи.
С этой целью в детском саду организовано 4-х разовое питание детей в соответствии с перспективным "единым" меню.
Денежные нормы на питание  и размер родительской платы за содержание ребенка в детском саду устанавливаются Приказом департамента образования мэрии города Ярославля. 
 
C августа 2017 года дошкольное учреждение перешло на новую систему организации питания. Все полномочия по закупке и снабжению продуктами питания переданы комбинату социального питания. На комбинате готовятся полуфабрикаты. Эти полуфабрикаты, а также продукты, не нуждающие в приготовлении (хлеб, кефир, фрукты и т.д.) доставляются в детский сад, где наши повара готовят завтраки, обеды и ужины.
Действующий сайт "Комбинат социального питания" https://socpitanie.ru#
 

Обеспечение безопасности воспитанников

Территория детского сада ограждена металлическим забором высотой 2 м., периметр 292 м.

Здание детского сада оборудовано домофоном, электрическим звонком. Охрана детского сада обеспечивается сторожами. 

Средства охраны: имеется тревожная кнопка.

Организация связи: имеется телефонная связь.  

Противопожарное состояние объекта:

Этажность и степень огнестойкости объекта: здание 2х этажное, 2ая степень огнестойкости.

Расстояние от пожарной части с круглосуточным дежурством, расчетное время прибытия: пожарная часть №2, расчетное время прибытия 10мин. 

Имеется автоматическая пожарная сигнализация с выводом сигнала на пульт пожарной части.